
«Гибель Атлантиды»
Николай Рерих
Атланти́да (греч. Ἀτλαντίς

История мифа
Диалоги Платона

Платон на фреске Рафаэля.
Все сведения об Атлантиде содержатся у Платона в двух диалогах: «Тимей» (кратко) и «Критий» (более развёрнуто).
Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств». Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте. Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад, Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нем возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.
Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейно, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его царских родов. Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину — на 2 тысячи стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и т. д., и т. п. «Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».
Вообще, Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира (там, по Платону, обитали даже слоны) и т. д
До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов… На этом диалог — во всяком случае, дошедший до нас текст — обрывается.
В этом описании нетрудно разглядеть платоновские идеалы и окружающую Платона действительность. В «Тимее» моделируется ситуация греко-персидских войн, но в идеализированном виде; афиняне, победившие надменных атлантов — не реальные афиняне V века со всеми их недостатками, а идеальные добродетельные мудрецы, отчасти напоминающие спартанцев, но нравственно гораздо выше их; свой подвиг они совершают в одиночку, ни с кем не деля славы, и при этом не пользуются победой для создания собственной империи (как поступили реальные афиняне V века), а великодушно предоставляют свободу всем народам. Зато в описании Атлантиды присутствуют черты ненавистной Платону Афинской морской державы с её неутомимым стремлением к богатству и могуществу, постоянной экспансией, предпринимательским торгово-ремесленным духом и т. д.
Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.
Другие античные авторы

Римская копия бюста Аристотеля работы Лисиппа в Лувре.
Современные атлантологи склонны относить к упоминаниям об Атлантиде рассказы об атлантах — африканском (очевидно берберском) племени в горах Атласа, о котором говорят Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший; эти атланты по их рассказам не имели собственных имён, не видели снов и в конце концов были истреблены своими соседями троглодитами; Диодор Сицилийский сообщает ещё, что они воевали с амазонками. Что же до собственно Атлантиды, то ходячее мнение сводилось к фразе (приписываемой Аристотелю), что «(сам же) создатель и заставил её исчезнуть». Против этого мнения выступал Посидоний, который, интересуясь фактами оседания суши, на этом основании нашёл рассказ правдоподобным (Страбон, География, II, 3.6). Во II в. Элиан, бывший, собственно, лишь безответственным собирателем анекдотов, среди прочего сообщает, как одевались цари атлантов, чтобы подчеркнуть своё происхождение от Посейдона; скорее всего этот рассказ — плод чьей-то необузданной фантазии. В V в. неоплатоник Прокл, в своих комментариях к «Тимею», рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 г. до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими её историю. Кроме того он пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их — добавляет он — сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Этот Марцелл из других источников неизвестен; полагают, что его «Эфиопика» — попросту роман.
Гипотезы существования
Атлантида — выдумка Платона
Наиболее распространённое среди историков и особенно филологов мнение: повествование об Атлантиде — типичный философский миф, образцами которых пестрят диалоги Платона. Действительно, Платон, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, но только идей, иллюстрируемых философскими мифами. В той мере, в которой рассказ проверяем, он опровергается всем имеющимся археологическим материалом. Действительно, нет никаких следов какой-либо развитой цивилизации в Греции или на западе Европы и Африки, ни в конце ледникового и послеледникового периодов, ни в последующие тысячелетия. Показательно при этом, что сторонники историчности Атлантиды игнорируют в диалогах всю проверяемую часть (включая играющую важнейшую роль тему афинской цивилизации) и сосредотачивают свои исследования исключительно на непроверяемой. Далее, источником сведений объявляются египетские жрецы (слывшие в Греции хранителями таинственной древней мудрости); однако среди множества древнеегипетских текстов не обнаружено ничего, хоть отдалённо напоминающего рассказ Платона. Все имена и названия в тексте Платона — греческие, что также свидетельствует скорее в пользу сочинения их Платоном, нежели воспроизведения им каких-либо древних преданий. Правда, Платон объясняет это тем, что Солон-де переводил «варварские» имена на греческий язык; но подобное обращение с именами в Греции никогда не практиковалось.
Кроме того, Атлантида идеально вписывалась в платоновскую схему инволюции политических форм — их постепенному переходу к более примитивным формам существования. По мнению Платона, сначала в мире правили цари, затем аристократы, затем народ (демос) и, наконец, толпа (охлос). Власть аристократии, народа и толпы Платон последовательно находил в истории греческих полисов. Но власти «богоподобных царей», создавших могучие державы, он найти в Греции не мог. В этом смысле Атлантида идеально вписывается в логику социально-философской теории Платона.
Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.
Наиболее правдоподобная гипотеза об источниках рассказа называет два события, произошедшие при жизни Платона: поражение и гибель афинской армии и флота при попытке завоевания Сицилии в 413 г. до н. э., и гибель городка Гелика на Пелопоннесе в 373 г. до н. э. (Гелика была затоплена в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением; в течение нескольких веков ее остатки хорошо просматривались под водой).
Атлантида в Атлантическом океане

Места в Атлантическом океане, куда различные исследователи помещали Атлантиду
Геракловыми столпами (калька финикийского «столбы Мелькарта») в античности всегда назывался Гибралтарский пролив (а непосредственно — скалы Гибралтар и Сеута). Таким образом, Платон помещает Атлантиду непосредственно за Гибралтарским проливом, недалеко от побережья Испании и нынешнего Марокко. Марокко у греков, как страна на крайнем Западе — местопребывание титана Атланта (Атласа), к имени которого восходят название океана и хребта Атлас; несомненно, к нему же восходит и название Атлантиды -«страны Атланта» (в более позднем диалоге «Критий» Платон называет Атлантом первого царя страны и от него выводит имя; но первоначально, видимо, название подразумевало просто «страну, лежащую на крайнем Западе»).
К этим же соображениям апеллировали наиболее последовательные из сторонников реального существования Атлантиды, указывая, что согласно Платону она могла находиться только в Атлантическом океане и нигде иначе. В частности, они отмечали, что только в Атлантическом океане может поместиться земля размеров, описанных Платоном — центральный остров 3000×2000 стадиев (530×350 км), и несколько крупных сопутствующих островов.
Многие исследователи искали Атлантиду в районе Балеарских и Канарских островов. Вячеслав Кудрявцев в журнале «Вокруг Света» предположил, основываясь на текстах Платона и данных о последнем ледниковом периоде (закончившемся 10 тыс. лет назад, что соответствует времени, указанному в «Критии»), что Атлантида располагалась на месте нынешних Британских островов и Ирландии, а утонула в результате таяния ледников.[1]
Атлантида в Средиземном море
Рассказ об Атлантиде у Платона может быть рассмотрен как миф, основой для которого послужили исторические события, во время которых в результате природной катастрофы (землетрясений, наводнений или каких-то других катаклизмов), или на их фоне, погибла либо пришла в упадок ранее преуспевавшая цивилизация. Таким историческим событием может выступать извержение вулкана на острове Санторини и последующий упадок минойской цивилизации в Средиземном море.
В этом случае приводимая Платоном площадь Атлантиды и 9-тысячелетняя давность события рассматриваются как преувеличение, а прообразом Атлантиды выступает остров Крит, или же частично уничтоженный вулканическим взрывом остров Санторини (другое название — Фира, в древности — Стронгила). Существовавшая на Крите и соседних островах древняя минойская цивилизация действительно пришла в упадок после извержения вулкана и его взрыва на острове Стронгила в XVII веке до н. э. Взрыв вулкана привел к разрушению острова, созданию огромного цунами, обрушившегося на северное побережье Крита и другие острова в этой части Средиземного моря, и сопровождался землетрясениями. При этом минойцы, как и описываемые Платоном атланты, действительно имели военные столкновения с ахейцами, населявшими материковую Грецию (так как активно занимались пиратством). И минойцы действительно были разгромлены ахейцами, правда, не до природного катаклизма, а лишь после него.
Циркумпонтийский регион (Чёрное море)

Реконструкция размеров озера, существовавшего на месте Чёрного моря

Западнее от Чёрного моря отчётливо различима Нижнедунайская равнина окружённая горами
Теория черноморского потопа
Прообразом для событий легенды об Атлантиде могло послужить катастрофическое поднятие уровня Чёрного моря, которое, возможно, произошло в шестом тысячелетии до нашей эры[2] (по другим оценкам в IV тысячелетии до н.э.[3]). Предполагается, что во время этого черноморского потопа в течение менее чем года уровень моря повысился на 60 метров (другие оценки — от 10 до 80 метров[4]) в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами.
Затопление больших территорий Северного причерноморья могло, в свою очередь, дать толчок распространению из этого региона в Европу и Азию различных культурных и технологических новшеств[5],[6].
Индоевропейская экспансия
Связанными с легендой о процветающей Атлантиде могут быть и такие события, как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии в конце IV тысячелетия. Географически эти события, вероятно, привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю. Так, к Дунайскому (Северобалканскому) региону относится одна из гипотез местонахождения родины народов-носителей праиндоевропейского языка, предложенная Сафронововым В. А.. Гипотеза предполагает также привязку к этой общности возникновение письменности, укреплённых городов, разделения труда, централизованного управления, возникновение социальных классов и возникновение первой цивилизации на базе культуры Винча[7]. При сопоставлении платоновской легенды с событиями IV тысячелетия до н.э. практически точное совпадение по времени достигается предложенной Аноприенко А.Я. интерпретацией указанного Платоном срока в 9000 лет как 9000 сезонов по 121-122 дня [8]
Другие привязки к региону
Румынский исследователь Николай Денсусиану в своей работе «Доисторическая Дакия» (1913) отождествлял Атласские горы с южными Карпатами в районе Олтении, а Атлантиду в целом с Румынией, отмечая соответствие размеров и расположения Нижнедунайской равнины описанию центральной равнины Атлантиды и вводя предположение о смешении Платоном терминов «река»-«море»-«океан» с одной стороны, и «остров»-«страна» с другой[9]
При такой привязке возникает сложность с нахождением соответствия столице Атлантиды, которая, по Платону, находилась в 9-10 км от берега на невысокой горе. В дельте Дуная нет подводных гор, а единственный остров — о. Змеиный, не имеет признаков присутствия человека до VII века до н. э. [10], хотя древними греками на острове был построен храм посвящённый Ахиллу и в письменных источниках (древнегреческое название острова — Левке) его иногда обозначают как Остров блаженных [11].
Каспийская Атлантида
Существует экзотическая версия[12] [13], отождествляющая Геракловы столпы с атмосферными явлениями на Каспии, и помещающая, таким образом, Атлантиду в Каспийское море, с привлечением данных геологических съемок дна Каспия[14] для реконструкции её точного местонахождения.
Антарктическая гипотеза
Одна из гипотез утверждает, что Антарктида и есть погибшая Атлантида. Эта гипотеза подробно описана в книге известного писателя Грэма Хэнкока «Следы богов». По мнению автора Антарктида была сдвинута в область южного полюса в результате литосферного сдвига. А до этого находилась ближе к экватору и не была покрыта льдом. Однако это предположение имеет противоречия с научными представлениями о геологическом движении материков.
Эта же гипотеза звучит в юмористическом рассказе Михаила Успенского «Семь разговоров в Атлантиде»
Замаскированное описание
Данная теория выдвинута сторонниками «новой хронологии» и утверждает, что проблема Атлантиды имеет непосредственное отношение к проблеме научности исторической хронологии. Эта теория подробно описана в книге «Открытая Атлантида?», автором которой является писатель под псевдонимом Игорь Кузьмин.
Согласно предположению автора «Критий» Платона и утопические произведения Мора, Кампанеллы и Бэкона в конспиративном виде описывают Русско-Ордынскую Империю — государство, существование которого академическая наука не признаёт. При этом Платон отождествляется с Плотином и Плетоном.
Атлантида в Андах
В книге «Atlantis: The Andes Solution» Джимом Алленом (Jim Allen) была представлена теория, отождествляющая Атлантиду с плато Альтиплано в Южной Америке. Теория строится на нескольких доводах.
* высокая точность совпадения между спутниковыми фотографиями местности и древними описаниями, при предположении, что указанные у Платона размеры даны не в греческих стадиях, а в «атлантских», отличных из-за широты расположения местности.
* наличие геологических образований на плато, которые могут являться следами деятельности человека, и соответствуют описаниям столицы Атлантиды.
* развитая культура, научные и технологические достижения народов Южной Америки объясняются через существование предшествующей более развитой цивилизации
* в этой местности тоже имели место природные катаклизмы с наводнениями, приводившие к гибели достаточно развитых поселений, что могло лечь в основу мифов он Атлантиде
* наличие искусственного, по мнению некоторых ученых, основанного на троичной логике языка аймара[15].
Влияние на культуру

Профессор Аронакс и капитан Немо среди развалин Атлантиды

Монсу Дезидерио. Падение Атлантиды
Атлантида — источник вдохновения для многих поколений писателей, художников, драматургов, режиссёров. Множество фильмов, книг, комиксов и игр посвящены жизни Атлантиды, поискам её, или используют Атлантиду как аллегорию.
В фантастической литературе
* В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо показывает профессору Аронаксу остатки зданий Атлантиды на дне Атлантического океана; они совершают прогулку по океанскому дну в водолазных костюмах.
* В «Аэлите» Алексея Толстого предложена версия атлантской праистории человечества. Атлантида опустилась на дно в результате страшного землетрясения, но часть атлантов — магацитлы — переселились на Марс.
* В романе «Маракотова бездна» (The Maracot Deep) (1929) Артура Конан Дойля профессор Маракот с двумя своими спутниками достигает на батискафе дна глубокой атлантической впадины и там обнаруживает популяцию людей, живущих в герметических подземных помещениях, дышащих кислородом, выработанным из воды, и очень комфортно обустроивших своё существование. Оказалось, что они — потомки жителей Атлантиды, в древности хорошо подготовившихся к катаклизму, погубившему их континент, и, таким образом, выживших.
* Историю Атлантиды использовал Джон Толкин как основу для сюжета о Нуменоре — затонувшей прародине высших людей — эдайн. На Квенья, одном из вымышленных языков Средиземья Нуменор так и назывался — Атала́нтэ (квен. Atalantë, «Падший»).
* Фантаст Александр Беляев в повести «Последний человек из Атлантиды» описал существование и гибель Атлантиды в результате тектонической катастрофы. Описанная в повести цивилизация поклоняется Посейдону.
* В повести Кира Булычёва «Конец Атлантиды» из цикла «Приключения Алисы», Атлантида оказывается базой инопланетных пришельцев, столетиями наблюдающих за Землёй. Она располагается на дне Тихого океана близ Гавайских островов.
* В романе «Операция Поиск во времени» Андре Нортон (1967) использована мифология Чёрчварда. Американец из XX века попадает в древний мир, где идет война между Атлантидой и цивилизацией Му. Атлантида представлена империей зла, поклоняющейся кровавому культу Ба-Ала.
* Вымышленной истории Атлантиды посвящен цикл романов «Атланты» российского писателя-фантаста Дмитрия Колосова.
* В цикле «Дуновение смерти и вечность любви» современного фантаста Григория Демидовцева название «Атлантида» применяется к Америке — соответственно, существуют Северная и Южная Атлантида. Это связано с тем, что в созданной Демидовцевым альтернативной реальности Америка открыта не Колумбом, а мореплавателями из Неворуси.
* В научно-фантастическом романе «Иллюминат!», Роберт Антон Уилсон описывает останки мира Атлантиды во время погружения на подводной лодке. Атланты были могущественной цивилизацией, которая погибла во время войны.
* В цикле «Темные видения» американской писательницы Лизы Джейн Смит описывается раса («Братство Кристалла»), населявшая Атлантиду. Немногие выжившие после гибели Атлантиды перебрались на другие континенты.
* В повести Дмитрия Ольченко «За голубым порогом тайны» упоминается, что Атлантида принадлежала к островам Греции и было у нее три брата-правителя: Марс, Гефест и Гермес. В результате убийства братьев и многочисленых воин, которые вел Марс, Атлантида была обескровлена и разорена. Атлантида погружается под воду, потому что боги не вынесли кровавого правления Марса.
В другой литературе
* В 1910-е-1920-е годы гипотеза об Атлантиде как колыбели человеческой культуры была в моде и отразилась в работах поэта Валерия Брюсова, автора трактата об атлантах «Учители учителей».
* Как об исторически существовавшей цивилизации об Атлантиде писал Д. С. Мережковский в трактате «Тайна Запада. Атлантида — Европа» (1927). Атлантида им рассматривалась как древний аналог умирающей западноевропейской культуры, которая неминуемо должна пасть от ударов большевистских варваров.
* В книге английского оккультиста Джеймса Чёрварда «Затерянный континент Му» (1926) Атлантида является колонией высокоразвитой расы тихоокеанского континента.
* В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» описывается гимназист Степан «Атлантида», которого прозвали так из-за мечты отыскать этот затонувший материк, откачать воду и установить там социализм.
* В историческом романе Гарри Гаррисона и Леона Стовера «Стоунхендж: когда погибла Атлантида» (1983) Атлантида находилась на островах Крит и Санторин в Средиземном море.
* Аналогичная версия представлена в историческом романе «Танцовщица из Атлантиды» Пола Андерсона.
* В романе Анчарова «Самшитовый лес» археолог и тайный атлантолог Аркадий Максимович находит древний документ, повествующий об Атлантиде; позже, в ходе научной дискуссии, главный герой романа Сапожников доказывает, что Атлантида должна была существовать — только её существованием и последующим исчезновением можно объяснить многие загадки и неувязки в истории и палеонтологии.
* В романе археолога Дэвида Гиббинса «Атлантида» (2005) — атланты являются индоевропейцами на неолитическом уровне развития, когда-то жившими по берегам пресноводного озера, ставшим после появления пролива Босфора и Дарданеллы Чёрным морем. Соответственно, мифы атлантов были записаны древними египтянами, а потом в искажённом виде были переданы Солону и Платону.
* В 1937 году Клара Иза фон Ревн написала историю Атлантиды от ее возвышения до полного разрушения "Люди Селестора из Атлантиды". В качестве источника выступает вымышленный мудрец Селестор.
В кино
Художественные фильмы про Атлантиду
* Вожди Атлантиды (1977)
* Атлантида: Затерянный мир (2003) — мультфильм студии Disney в жанре стимпанк
Научно-популярные фильмы про Атлантиду
* Реконструкция гибели Посейдониса
* Место находки диска из Феста-послания атлантов Золотого века
* CTC Хочу Верить! Выпуск 19 — Исчезнувшая Атлантида, где она?
* Об Атлантиде и Египте (поиск)
Прочее
* В научно-фантастическом телесериале «Звёздные врата:Атлантида» Атлантида — город-космический корабль древнейшей человеческой расы «Древние», несколько миллионов лет назад улетевший с Южного полюса Земли (вероятно из-за чумы, созданной Орай) в галактику Пегас для зарождения там жизни. Около 10 тысяч лет назад Атлантида была погружена на дно океана для защиты от Рейфов, война с которыми была проиграна. Вскоре после погружения города Древние вернулись через Звёздные врата на Землю. По версии сериала, именно от вернувшихся Древних Платон и узнал об Атлантиде и её погружении на дно океана.
В музыке
* Альбом группы On Thorns I Lay — Orama
* Альбом группы Symphony X V — The New Mythology Suite посвящён истории Атлантиды.
* Песня группы Therion — «Crowning of Atlantis» посвящена Атлантиде.
* Песня группы Nautilus Pompilius — «Атлантида» посвящена Атлантиде.
* Песня группы Salamandra «Atlantis»
* Песня группы Imperio «Anlantis»
* Песня Александра Городницкого «Атлантида» (не путать с более известной его песней «Атланты»)
* Ряд песен группы Bal-Sagoth
В живописи
* Падение Атлантиды — сюжет фантастической картины французских барочных живописцев, известных под коллективным псевдонимом Монсу Дезидерио (XVII в.)
* Гибель Атлантиды — картина Николая Рериха (1929).
В играх
* В 1992 году студия Lucas Arts выпустила компьютерный квест Indiana Jones and the Fate of Atlantis, ставший классикой жанра, и намеревалась выпустить одноимённый фильм с Харрисоном Фордом в главной роли. А в 1997 французская фирма Cryo одноименный квест "Atlantis: The Lost Tales", далее 1999 "Atlantis II", 2001 "Atlantis III: The New World" на Playstation, 2004 "Atlantis Evolution".
* В видеоигре Tomb Raider и её римейке Tomb Raider: Anniversary, молодая арохеолог, графиня Лара Крофт нанята могущественной корпорацией "Натла Текнолоджис" для поиска трех частей древнего артефакта "Сцион Атлантиды". По ходу игры выясняется, что глава корпорации - Жаклин Натла - царица Атлантиды, желающая возродить погибшую цивилизацию (которую сама же и погубила).
Примечания
1. ↑ Журнал «Вокруг света». Адрес Атлантиды — Кельтский шельф?
2. ↑ Noah’s Flood: The New Scientific Discoveries About The Event That Changed History
3. ↑ Аноприенко А.Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели. — Донецк: «УНИТЕХ», 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0
4. ↑ Noah’s Not-so-big Flood(англ.)
5. ↑ Аноприенко А.Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели. — Донецк: «УНИТЕХ», 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0
6. ↑ Geologists Link Black Sea Deluge To Farming’s Rise
7. ↑ Сафронов В. А. Индоевропейские прародины
8. ↑ Аноприенко А.Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели. — Донецк: «УНИТЕХ»., 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0
9. ↑ PREHISTORIC DACIA by Nicolae Densusianu, PART 6 — Ch.XXXIV (англ.)
10. ↑ Е. А. Захарова. К вопросу о хтонической сущности культа Ахилла в Северном Причерноморье
11. ↑ Цитаты из древнегреческих источников -Elysion (англ.)
12. ↑ Амельченко В.М. Золото амазонок, героев и царей привело к Атлантиде. — Ростов-на-Дону: "Новая книга", 2007. — 355 с. — ISBN 5-86692-169-3
13. ↑ Амельченко В.М. Древнейшая цивилизация юга России. — Ростов-на-Дону: "Новая книга", DVD, 2009. — 270 с. — ISBN 5-86692-169-3
14. ↑ Касьянова Н. А. (МГУ) Новые данные о строении и перспективах нефтегазоносности акватории северо-западного Каспия.// Геология нефти и газа 1998 № 4
15. ↑ ИСКУССТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Первоисточники
* Платон. Тимей/Собрание сочинений В 4-х т.т, Т. 3, С. 426—427, 429—430 под переводом с древнегреч. С. С. Аверинцева.
* Платон. Тимей
* Платон. Критий
* Платон. «Диалоги» в Библиотеке Максима Мошкова.
Ссылки
* Е. Г. Рабинович. Атлантида (контексты платоновского мифа)
* И. А. Резанов. Великие катастрофы в истории Земли. М.:Наука, 1980 — Критская гипотеза
* Открывая Атлантиду — видеолекция (происхождение цивилизации)
* Атлантида — непознанное — обзор нескольких теорий.
* Кейси Эдгар — Об Атлантиде — откровения ясновидящего Эдгара Кейси
* Обнаружена и сфотографирована легендарная Атлантида?
* Atlantis in The Black Sea (англ.)
* Clara Iza von Ravn. Selestor's Men of Atlantis
Литература
* Агранцев И. Князь Посейдон – царь Атлантиды? – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 448 с.
* Аноприенко А.Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели. — Донецк: «УНИТЕХ»., 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0;
* Асов А.И. Атлантида и Древняя Русь. – М.: ООО «АиФ-Принт», 2001. – 320 с.
* Бэкон Фрэнсис. Новая Атлантида
* Брюсов В. Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение. С. 275-494 в кн.: Собрание сочинений. В семи томах. Т. 7. М., «Худож. лит.», 1975, 528 с.
* Воронин А. А. Морские колонии Атлантиды. — М.: Вече, 2004.- 480 с.-(Библиотека Атлантиды);
* Галанопулос А.Г., Бэкон Э. Атлантида. За легендой истина. – М.: Наука, 1983. – 180 с.
* Гиббинс Д. Атлантида. – М.: АСТ, 2006. – 476 с. (художественный роман, основанный на черноморской версии Атлантиды)
* Доннели И. Гибель богов в эпоху Огня и Камня/ И. Доннели. — М.: Вече, 2007. — 400 с.;.- (Тайны древних цивилизаций);
* Доннели И. Атлантида: мир до потопа. – Самара: Агни, 1998. – 448 с.
* Дроздова Т.Н., Юркина Э.Т. В поисках образа Атлантиды. – М.: Стройиздат, 1992. – 311 с.
* Дэвинь Р., Берлиц Ч. Атлантида. В поисках пропавшего континента . — М.: Вече, 2004. — 320 с. — (Библиотека Атлантиды);
* Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. — М.: Вече, 2004. −512 с.-(Библиотека Атлантиды);
* Зайдлер Л. Атлантида. Великая катастрофа . — М.: Вече, 2005. — 368 с.-(Библиотека Атлантиды);
* Кондратов А.М Атлантиды моря Тетис. Л., Гидрометеоиздат, 1986. – 168 с.
* Кузьмин И. «Открытая Атлантида?» СПб.: «Издательский Дом „Нева“»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС». 2002.- 543 с. ISBN 5-7654-1627-6 ISBN 5-224-03425-6 — с точки зрения «Новой Хронологии»
* Кукал З. Атлантида в свете современных знаний / В кн. «Ве-ликие загадки Земли. М.: Прогресс, 1989. – 396 с.
* Кусто Ж.-И. и Паккале И. В поисках Атлантиды. — Мысль, 1986
* Кэррол Роберт Т. Атлантида // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 49-53. — ISBN 5-8459-0830-2
* Мук О. Небесный меч над Атлантидой / О. Мук . — М.: Вече, 2007.- 320 с.- (Тайны древних цивилизаций);
* Панченко Д. В. Платон и Атлантида Л.: Наука. Ленингр.отделение. 1990.- 190 с.
* Резанов Н.А. Атлантида: фантазия или реальность? – М.: Наука, 1975. – 136 с.
* Романов С.«Книга Атлантиды» Амфора, 2007. 336 c. 978-5-367-00475-5
* Рыбин А.И. В поисках Атлантиды: исследование мифов и легенд. – Едиториал УРСС, 2004. – 248 с.
* Сора Д. Атлантида и царство гигантов. Религия гигантов и цивилизация насекомых/ Дени Сора . — М.: Вече, 2005. — 320 с.- (Библиотека Атлантиды).
* Щербаков В. повести: Золотой чертог Посейдона, Далекая Атлантида; документальные: Где искать Атлантиду?, Все об Атлантиде. — 1986—1990
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
@темы: Мифология, Древние цивилизации