Валькирия_Феникс
Древние карты мира


Как много веков прошло с тех пор, как человек начал наносить на предметы характерные символы, чтобы объяснить окружающим, что и где расположено в их крохотном мире? Простейшие ориентиры - поваленные деревья, валуны особой формы, даже ручьи и звериные тропы - тогда всё имело место на первобытных картах.
А сегодня мы с трудом можем найти на глобусе даже родной город, если население его меньше 500 тысяч человек, и карты, созданные нашими древними предками ныне хранятся в музеях, повествуя лишь от том, как развивалась история картографии.
Эти старинные куски пергамента, выцветшие гравюры и рисунки на коже животных по-прежнему могут многое рассказать и о тайнах, так и не разгаданных доисторическими путешественниками. Вот, например, самые старые сохранившиеся карты:
Это, на первый взгляд, расплывчатое изображение претендует на первенство в истории картографии: ранее сие первенство принадлежало весьма интересному артефакту, найденному на территории Башкирии в 1999 году:


Предполагается, что на этой плите изображена ландшафтная местность близ Уфы, появившаяся, разумеется, не естественным, а рукотворным образом. А вот и примерный план того, что удалось рассмотреть исследователям:

Но оставим споры и дискуссии, а вернёмся к картам:

Это карта мира, пользовавшаяся популярностью в вавилонском царстве. Присущая древним представлениям о мире простота форм и прямые линии здесь вполне ярко проиллюстрированы. Оригинал этой карты нанесён на глиняную табличку, хранящуюся в Британском музее. Эта карта, как и её "сестра" были составлены во времена Саргона, и служили лишь для того, чтобы владыкам было сподручнее собирать налоги. Всю землю неизвестный картограф изобразил в виде круглого плоского диска, пересечённого рекой Ефрат (горькая река), течёт он с "гор" и впадает в океан, окружающий сушу.
В центре земли находится Вавилон, по соседству - Ассирия и Урарту, а "внешняя сторона" суши будто обрамлена семью треугольными островами.

Лишь в начале V века до н.э. Гекатей Милетский составил первую правдоподобную карту земель, известных грекам. На ней схематически были изображены четыре средиземноморских полуострова (Апеннинский, Пиренейский, Балканский и Малая Азия), - но лишь полвека спустя достопочтенный "отец истории" Геродот создал свой картографический шедевр, дав при этом подробнейшее описание земель, которые сумел "лично посетить":

Геродот внес немало коррективов в привычное тогда представление о землях: он, к примеру, дал полноценное описание Египта, отметив, что страна эта находится в некой низменности, богатой водой, и что с востока Египет "обрамлён" Аравийскими горами, а с запада - "в зыбком песке глубоко погребёнными горами".
А вот у Птоломея есть уже куда более полный вариант внешнего вида европейских и "окололежащих" земель:

В эпоху античности особое распространение получили специальные географические сочинения - "перипл" или "лоции". По сути они представляли собой навигационные справочники, должные помогать купцам и путешественникам. Здесь всегда можно было найти все места расположения удобных бухт, гаваней, а также описания гор и рек.
Удивительной особенностью этих путеводителей было и то, что помимо чисто физических сведений о земле, в лоциях были даны и краткие справки о народах, населяющих "места путешествия", о традициях и обычаях местных обитателей.

После того, как нашим древним исследователям "плоти земли" пришлось смириться с мыслью о шарообразности последней, карты приобрели новый стиль: теперь уделялось внимание не только "плоскостям", но и сферам, - в частности, в изобилии сохранились карты звёздные карты:

Кроме всего прочего, карты приобрели и "вычурность" изображений. Раньше, конечно, для нанесения "объектов" на карту тоже привлекались специально вышколенные художники, - но в средневековье это явление приобрело уже поистине грандиозный масштаб:

После того, как свершилось непоправимое великое открытие новой части света Америки, карты приобрели образ, близкий к современному. На всей территории планеты оставалось лишь считанное количество "белых пятен":

Огромной популярностью в начале XVII века пользовались подробнейшие карты Меркатора ( образец 1609 года):


Впрочем, интересна и не менее популярна карта Хаджи Ахмеда (1559):

Возможность наносить куда больше элементов, возможность передать каждый изгиб земной тверди, да ещё и подкреплённая точными знаниями - вот что дало такой "высокий старт" созданию подробнейших и удивительных карт в средние века. Давайте посмотрим на примерах:

карта Пирса
карта Палестины (1650 год)

карта Ямайки

карта Венеции
Есть и старинные изображения России, - в частности, эта карта от 1613 года, созданная в Амстердаме:

и не менее удивительная и даже более любопытная карта самого Бориса Годунова (1614)

Сегодня уже вряд ли у какого путешественника отыщется образец рукописной карты с картинками, изображающими мифических героев или население разных стран. Географическая карта утратила свою эстетичность, отдавая предпочтение точности и чёткости политических границ.
Но, тем не менее, старинные карты, столь неудобные и бесполезные ныне, остаются своего рода произведениями искусства. Их стилю до сих пор подражают художники, а фэнтезисты черпают вдохновение при создании собственных миров:










Материал позаимствован у Vsiaco - vsiaco.org.ua/post130810113/page1.html#BlCom559...

@темы: Древние цивилизации